Профессиональное управление
отходами
Кемеровская область, г. Новокузнецк
Главная  /  Новости  /  О "Дольках", крышках, санкциях и "слоёном пироге"

О "Дольках", крышках, санкциях и "слоёном пироге"

04 июля 2022
1105
1 июля для ООО "ЭкоТек" – дата особая. Четыре года тому назад, 1 июля 2018-го, началась его деятельность в статусе регионального оператора по вывозу и утилизации твердых бытовых (коммунальных) отходов. С тех пор каждый год на стыке полугодий руководство предприятия подводит итоги за истекшие двенадцать месяцев.

1 июля для ООО "ЭкоТек" – дата особая. Четыре года тому назад, 1 июля 2018-го, началась его деятельность в статусе регионального оператора по вывозу и утилизации твердых бытовых (коммунальных) отходов. С тех пор каждый год на стыке полугодий руководство предприятия подводит итоги за истекшие двенадцать месяцев.

Мы беседуем с управляющим директором ООО "ЭкоТек" Артёмом СЫРОВАТКО.

- Артём Леонидович, оцените прошедший год: как себя чувствует "ЭкоТек" в нынешних непростых условиях?
- Да, год выдался нелегкий, только начали приходить в норму процессы после пандемии, и снова испытания. Последствия санкций уже начали сказываться на отрасли. Но мы стараемся работать на опережение. Это дает возможность предприятию работать стабильно. Результаты, которых мы достигли за предыдущие периоды – партнеры, стабильность вывоза, собираемость – удерживаем. Ряд проектов продолжаем.
- Вы имеете в виду "Дольки"? 
- В первую очередь. Проект мы запустили в августе прошлого года, установили около восьмисот контейнеров синего цвета, в которые граждане могут помещать пластик, металлы, макулатуру, стекло. Система необходима, чтобы еще на этапе контейнера выделить качественное вторсырье, уменьшить количество отходов, которые пойдут на захоронение на полигон. 
- Как показал себя эксперимент в течение года?
- При проведении эксперимента мы увидели ряд проблем, которые тормозят внедрение и развитие системы РСО (раздельного сбора отходов). Одна из главнейших – информирование. Несмотря на то, что мы подготовили и в течение года реализовывали план продвижения проекта «Дольки», есть недоинформированность жителей. Не хватает помощи на местах – от управляющих организаций, старших домов.
В мае этого года мы углубили проект. Выбрали квартал в "Новом городе" (несколько домов на проспекте Ермакова). Замерили морфологию отходов из синих баков на этом участке. Проводим информационные мероприятия, раздаем буклеты, активно контактируем со старшими домов, с жителями. В игровой форме для ребятишек через конкурсы, игры доносим необходимость сортировки. Пытаемся сформировать экологическое сознание. Далее посмотрим динамику.
- Сейчас уже можно говорить о каких-то ошибках в реализации проекта?
- Да, есть один технический момент. Немного не угадали с крышкой. Половина крышки в наших синих контейнерах откидывается, но не полностью открывается. И если, например, кто-то положил большую картонку – она уже не дает дальше заполнять контейнер. Кроме того, некоторые, откинув крышку, не ставят ее обратно на место, в результате чего содержимое контейнера мокнет под дождем в теплое время или засыпается снегом в холодное.
- Верное замечание. Такая конструкция, как в темно-зеленых контейнерах, более оптимальна. И педаль внизу позволяет открыть крышку ногой, не задействовав руки, и открывается она целиком.
- Да, другая крышка нужна. Чтобы полностью открывалась, чтобы не было "забучивания".
- Какие еще проекты продолжаете?
- Внедряем поэтапно систему идентификации контейнеров.  Трудоемкая, но необходимая работа. Каждый контейнер должен иметь шрих-код, чтобы в любой момент можно было обнаружить его в системе, отсмотреть отгрузку, оценить необходимость ремонта или замены. 
- Наверно, это непросто – ведь контейнеры принадлежат собственникам, а они могут менять их местами или заменять.  
- И это в том числе. Сложностей хватает, все-таки 30000 контейнеров – не шутка. Но мы работаем, ищем пути полного контроля за системой. Так, как это происходит сейчас с мусоровозами. Благодаря системе навигации маршрут в любой момент можно отследить вплоть до минуты. 
- Известно о том, что идет модернизация сортировочной линии на "ЭкоЛэнде? Как продвигаются работы?
- Линия смонтирована, проектная документация готова, все экспертизы пройдены. О пуске в промышленную эксплуатацию мы обязательно сообщим. 
- Эта линия будет отличаться от прежней?
- Безусловно. Предыдущая предназначалась для "европейского" мусора, на наши условия не рассчитывалась, потому не могла достичь нужных параметров. Ведь у нас в Сибири, в отличии от Германии или Италии, значительные перепады температур, высокое загрязнение отходов. Так что мы сделали выводы и внесли коррективы при проектировании.
- Кто выступил поставщиком? Видимо, отечественный производитель? 
- Да. Российская компания "Электромеханика" из подмосковного Ржева, крупная, надежная. Она помимо сортировок много чего производит.
- Насколько помню, года три тому назад руководство "ЭкоЛэнда" рассказывало о желании заниматься производством компоста.
-Проект по компостированию уже готов. Планируем выбирать органическую фракцию и перерабатывать ее в годный к употреблению материал.
- Продавать как удобрение?
- Пока нет, на первом этапе будем предлагать к использованию для промышленных целей. Для рекультивации нарушенных земель, к примеру. Или как изоляционный материал в строительстве. Как удобрение – это следующий этап. 
- Когда будет реализация, есть ли предполагаемый срок пуска?
- Сейчас в текущих условиях прогнозы давать – дело неблагодарное.  Участок по компостированию предположительно начнет действовать к 2025-26 году. Это непростая система – компост, строительство серьезное. Технологии должны быть идеально выверены и соблюдены. Бетонирование плюс аэрация. Автоматизированная система и дорогостоящая. При этом, учитывая, как стройматериалы подорожали, бюджет несоразмеримо увеличился в сравнении с плановым. Думаем, ищем пути реализации. По переработке еще есть ряд проектов. Не стоим на месте, в общем.
- Как с санкциями? Ощущаете ли на себе санкционное давление?
- Сказать, что всё осталось как было, нельзя. У самого регоператора заметно упала собираемость, в связи с проблемами юридических лиц. Кто-то ведь закрывается, кто-то прекращает активную деятельность и временно распускает персонал, кто-то ссылается на отсутствие средств.
Больше всего санкционное давление чувствуют перевозчики, ведь ежедневно на юге Кузбасса задействовано 157 автомобилей, они собирают мусор более чем с 30 тысяч контейнеров. Всем им нужны запчасти, масла, расходники. Во-первых, всё это достать и получить сейчас сложно. Во-вторых, дороже. В разы! В Междуреченске, например, в перевозке задействованы "Мерседесы"... В общем, подрядчики жалуются. Нужно искать возможности преодоления трудностей.
- Тариф может быть повышен?
- Пока нет. Пытаемся действовать в рамках имеющихся возможностей. Сейчас запасы еще есть, а вот потом – вопрос, что делать. Если ситуация не выправится, будем искать альтернативные варианты. Но вывозить и утилизировать мусор все равно нужно.
- Срывы с вывозом случаются?
- Надо отдать должное, что за 4 года работы мы наработали такие техники, что срывов графика по вине регионального оператора практически нет. Если вдруг выскочил единичный случай (например, мусоровоз сломался или замерз), то это большая редкость.   Другое дело – нет подъездного пути, контейнер горит, заставлен авто или попросту отсутствует. 
Система устроена так, что регоператор не единственное ответственное звено в сфере обращения с отходами. Есть еще собственники площадок, организации, ответственные за дороги, жители. И у каждого свои обязанности.  И если хотя бы один участник не выполнил их или выполнил некачественно, то вот тут – да, срыв возможен. 
- Какова ситуация на полигоне ТКО на территории "ЭкоЛэнда"? Нет ли каких-то возгораний или нештатных ситуаций?.. Люди до сих пор недобрым словом поминают "Митинскую свалку", от которой в начале "нулевых" весь город задыхался.
- Нет, "ЭкоЛэнд" – высокотехнологичный современный комплекс, который на регулярной основе подвергается проверкам.  Технология соблюдается неукоснительно.  Каждые два метра отходов в толщину уплотняются и сверху изолируются слоем глины. Чтобы избежать окисления, возгорания, проникновения влаги. Со временем этот "слоеный пирог" еще оседает, снова уплотняется, изолируется, и только после этого формируется новый слой.
Мы ведь все сами здесь живем! Дети наши, семьи воздухом этим дышат, воду пьют....  Мы заинтересованы в том, чтобы при ведении бизнеса не было последствий для экологии. Поэтому любые инновации рассматриваем с прицелом на свои процессы. Недаром организации называется «Экологические технологии».
- На какой срок хватит выделенных площадей?
- Условия постоянно меняются, сейчас завоз отходов ведется гораздо интенсивнее, чем, скажем, 10 лет назад. Но можно сказать уверенно, что еще не один десяток лет полигон будет использоваться. 
Как раз сейчас выстилают геомембрану на второй этап первой очереди: его начнут задействовать в этом году, немного позже. Первый этап стартовал в 2008 году и длится до сих пор, то есть, в течение 14-ти лет. Но мы уже готовимся ко второму этапу, которого хватит, как минимум, на несколько лет. И после завершения будет еще и третий этап первой очереди. И только потом мы подойдем к использованию второй очереди. Так что в этом смысле можно не переживать, возможности размещения у нас значительные.
- То есть, еще лет на тридцать должно хватить?
- Возможно, и больше.
- Нужно понимать, что сегодня в Новокузнецк свозится мусор со всего юга Кузбасса – вплоть до Междуреченска и Таштагола, верно?
- Да, так и есть. С 1 июля 2018 года все старые свалки закрылись – они не соответствуют современному экологическому законодательству. А комплекс «ЭкоЛэнд» - соответствует.  
- Издалека возить мусор дорого…
- Недешево. Зато на "ЭкоЛэнде" есть все условия для надежного и экологичного размещения ТКО. Логистически правильным было решение использовать перегрузки в удаленных территориях. 
То есть, мусор собирается "первым плечом" и свозится на площадки накопления в районах. А уже вторым плечом – большими машинами с прицепом –транспортируется в Новокузнецк, на сортировку и захоронение. На периферии работает много КамАЗов и ГАЗиков. Если все их гонять за сотню километров, ничего хорошего не будет… Без перегрузок никак. 
К слову, северный регоператор Кузбасса тоже по этому пути идет. Наш опыт уже тиражируется во многих регионах, это приятное доказательство нашей эффективности. 
- Всё понятно, успехов вам!
- Спасибо.
Беседовал Денис Ромский.

 

Рассказать друзьям:
Отзыв о работе